Как помочь тревожному ребёнку?
Главное, что нужно донести до тревожных детей: это нормально, если ты нервничаешь. Да, в жизни может возникнуть проблема, которую нужно решить. Случаются вещи, из-за которых ты волнуешься. Ты идешь в новое место, встречаешься с группой незнакомых детей, к тебе приходит новая няня, родители впервые уходят допоздна. Конечно, ты чувствуешь себя некомфортно и неуверенно — в этой ситуации так себя и чувствуют.
Дальше нужно обучить ребенка навыку решения проблем. Если ты чувствуешь тревогу, нужно постараться понять, с чем ты столкнулся. Варианта всего три: это опасность (пожар в доме, и необходима вся энергия, чтобы покинуть его), проблема, которую нужно решить (ситуация, в которую нужно погрузиться и найти выход), или это просто шум («а вдруг, а вдруг, а вдруг»), который крутится в голове.
Понять, что тревожит
Для начала обратите внимание на предмет тревоги. Что именно тревожит? Надолго концентрироваться на том, что тревожит ребенка, не нужно. С течением времени предмет тревоги — как и жизнь ребенка — неизбежно будет меняться. Осознание текущих тревог нужно для того, чтобы поймать момент, когда тревога проявляется, и понять, как разворачивается процесс — как тревога работает. Этот опыт легко перенести на все новые ситуации.
«Достать» тревогу на свет
Когда тревога проявляется, нужно «поймать» её и дать ей имя, создавая таким образом дистанцию между собой и своей тревогой. На этом этапе важно обратить тревогу в шутку: придумать смешное прозвище, представить в виде персонажа, проговорить забавным голосом пугающие мысли. Вы можете сказать ребенку: «Ну, давай посмотрим на твою тревогу!» — взять лист бумаги и вместе нарисовать её. Или: «Сейчас я достану твою тревогу!» — и сделать жест, будто вы вынимаете ее из головы ребенка с дурацким звуком.
Конечно, подростки при этом закатят глаза: «Боже, ты что, серьезно?» Поэтому с ними нужно говорить на «взрослом» языке: «Я хочу, чтобы ты научился замечать этот паттерн мышления и дистанцироваться от него. Когда ты сможешь мысленно отступить назад и посмотреть на свои мысли и реакции, ты станешь гораздо сильнее». Дальше попросите подростка представить, будто тревога — это противный человек, который все поучает и поучает, а ты думаешь: «О, блин, заткнись, пожалуйста. Ну как достал». Это помогает очень легко схватить сам концепт отстранения от тревоги. И этого оказывается достаточно — дальше ты просто развлекаешься.
Одна девочка придумала, что тревога — это её бабушка (она была самым тревожным человеком в семье). Её тревога-бабушка была маленьким существом, которое сидит на плече. Девочка брала её тремя пальцами, стряхивала с себя и говорила: «Извини, Ми-ми, но я должна жить своей жизнью».
Сделать тревогу предсказуемой
Мы научились экстернализировать тревогу — осознавать моменты, когда она начинает выступать со своими пугающими заявлениями. Теперь предстоит сделать ее появление предсказуемым. Это не значит, что нужно постоянно ожидать тревогу. Просто есть ситуации, в которых она обязательно возникнет, потому что это совершенно нормально для человека.
Предметы тревоги могут быть разными: кто-то боится змей, кто-то — выступать на публике, но механизм возникновения всегда одинаковый. Так как он нам уже знаком, при появлении тревоги мы способны отступить на шаг назад и осознать мысли. Мы разоблачили тревогу и теперь можем сказать: «Конечно, ты появилась. Потому что я иду в новую школу или сдаю экзамен по вождению». Вы вступаете в незнакомую ситуацию — и тревога стремится вернуть вас к комфорту. Теперь вы способны не вестись на ее заявления, как всегда раньше, а почувствовать легкую скуку и мысленно ответить: «О, привет, тревога — как раз вовремя! Да-да, как всегда одно и то же». Так мы меняем свои отношения с тревогой и учимся давать ей другой ответ.
В работе с детьми вам помогут карточки. Попросите ребенка написать три любимые вещи, которые говорит ему тревога: «Эта собака укусит тебя / Пауки опасны / В бассейне акулы». А на другой стороне карточки вы пишете «Мои ответы тревоге». Это не должны быть опровержения предмета тревоги вроде «В бассейне нет акул». Это ответы самой тревоге: «Тревога, ты очень предсказуемая» или «Тревога, ты мешаешь мне учиться новому». Детям это очень нравится, они носят карточки в своих пеналах и знают, что у них всегда есть ответ тревоге. Такой навык помогает двигаться по жизни: узнавать тревогу в новых ситуациях и отвечать ей.
Практиковать некомфортные ситуации
Единственная возможность научиться уверенно справляться с тревогой — практика. Если мы потакаем тревоге и делаем то, чего она требует. Нам нужно создать противоположный опыт — опыт действия в ситуациях, когда ты нервничаешь, разочарован или совершил ошибку. Для этого мы должны позволить ребенку вступать в новые некомфортные ситуации.
Вначале нужно лишь приблизиться к предмету тревоги. Тревога требует, чтобы мы отнеслись к происходящему максимально серьезно. Мы же действуем иначе (наша цель — снизить сопротивление): позитивно, с игрой и юмором.
Цель в том, чтобы ребенок научился чувствовать комфорт в дискомфорте — адаптировался к нему. Если мы идем в новое место, не нужно говорить: «Мы идем на гимнастику, учительницу зовут Люси». Мы должны сказать: «Мы идем на гимнастику, я думаю, твоя тревога может проявиться, что она тебе скажет? Что ты ей ответишь? Расскажи». Мы должны дать понять, что тревога в этой ситуации нормальна, и быть рядом, чтобы поддержать ребенка, если он не справится.
Этот процесс требует времени. Сначала вы готовитесь к ситуации, потом пробуете вступить в нее — и анализируете после того, как все удалось. Одна маленькая девочка осознала, что тревога возрастает, когда она прощается с мамой в садике. После этого она еще продолжала плакать, но говорила при этом: «Это момент прощания, мамочка!»
Ребёнок учится осознавать свои чувства, управлять собой и взращивает стойкость.
Повышайте самооценку ребёнка. Для достижения успехов в этом деле необходимо, чтобы взрослый сам видел достоинства ребёнка. Относился к нему с уважением и умел замечать все его успехи, даже самые маленькие.
Обучайте ребёнка управлять своим поведением.
Обучайте расслабляться.
Общаясь с ребёнком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.
Учитывайте возможности детей не требуйте от них того, что они не могут выполнить.
Доверяйте ребёнку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
Удачи!
Психолог, Серко Елена Павловна