Воспитание детей — это одна из самых сложных, но важных задач, стоящих перед родителями. Именно методы воспитания закладывают фундамент для формирования личности ребенка, его ценностей и поведения в обществе. В этом процессе важно учитывать не только традиции и личные убеждения, но и потребности самого ребенка, его индивидуальность и особенности развития.
Приемлемые методы воспитания:
1) Убеждение.
Метод, при котором воспитатель обращается к сознанию и чувствам детей. Это сложный и трудный метод. Пользоваться им надо осторожно, вдумчиво, помнить, что убеждает каждое слово, даже случайно оброненное. Одна фраза, сказанная к месту, в нужный момент может оказаться более действенной, чем урок морали. Беседы с детьми, разъяснения - далеко не единственное средство убеждения. Убеждают и книга, и кинофильм, и радио; по-своему убеждают живопись и музыка, которые, как и все виды искусства, действуя на чувства, учат жить «по законам красоты». Большую роль в убеждении играет хороший пример. И здесь огромное значение имеет поведение самих родителей. Дети, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, склонны подражать как хорошим, так и плохим поступкам. Как ведут себя родители, так приучаются вести себя и дети.
2) Требование.
Без требований нет воспитания. Уже к дошкольнику родители предъявляют совершенно определенные и категорические требования. У него есть трудовые обязанности, и к нему предъявляются требования по их выполнению, при этом осуществляйте следующие действия:
- постепенно усложняйте обязанности ребенка;
- осуществляйте контроль, никогда не ослабляя его;
- когда ребенку нужна помощь, оказывайте ее, в этом надежная гарантия того, что у него не выработается опыта непослушания.
Главная форма предъявления требований к детям - распоряжение. Его следует отдавать категорическим, но, в то же время, спокойным, уравновешенным тоном. Родители при этом не должны нервничать, кричать, злиться. Если отец или мать чем-то взволнованы, то лучше пока воздержаться от предъявления требования.
Предъявляемое требование должно быть посильным для ребенка. Если отец поставил перед сыном непосильную задачу, то ясно, что она не будет выполнена. Если так случается не раз и не два, то образуется очень благоприятная почва для воспитания опыта непослушания. И еще: если отец дал распоряжение или запретил что-то, то мать не должна ни отменять, ни разрешать то, что он запретил. И, конечно, наоборот.
3) Поощрение (одобрение, похвала, доверие, совместные игры и прогулки, материальное стимулирование).
Одобрительное замечание - это еще не похвала, а просто подтверждение, что сделано хорошо, правильно. Человек, у которого правильное поведение еще только формируется, очень нуждается в одобрении, потому что оно является подтверждением правильности его действий, поведения. Одобрение чаще применяется к детям младшего возраста, еще плохо разбирающимся в том, что - хорошо и что - плохо, и поэтому особенно нуждающимся в оценке. На одобрительные замечания и жесты не надо скупиться. Но и здесь старайтесь не переусердствовать.
4) Похвала - это выражение воспитателем удовлетворения определенными действиями, поступками воспитанника.
Как и одобрение, она не должна быть многословной, но иногда одного слова «Молодец!» все-таки недостаточно. Родителям следует опасаться того, чтобы похвалы не сыграли отрицательную роль, потому что чрезмерное захваливание также очень вредно.
Доверять детям - значит проявлять к ним уважение. Доверие, конечно, нужно соразмерять с возможностями возраста и индивидуальностью, но всегда нужно стараться делать так, чтобы дети не чувствовали недоверия. Если родители говорят ребенку «Ты неисправим», «Тебе ничего нельзя доверить», то этим расслабляют его волю и замедляют развитие чувства собственного достоинства. Приучать к хорошему без доверия невозможно.
5) Наказание.
Педагогические требования к применению наказаний следующие:
- Уважение к детям;
- Последовательность. Сила и эффективность наказаний значительно снижаются, если они применяются часто, поэтому не следует быть расточительными на наказания;
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей, уровня воспитанности. За одинаковый поступок, например, за грубость к старшим, нельзя одинаково наказывать младшего школьника и юношу, того, кто допустил грубую выходку по непониманию ситуации, кто сделал это преднамеренно;
- Справедливость. Нельзя наказывать «сгоряча». Прежде чем наложить взыскание, надо выяснить причины и мотивы поступка. Несправедливые наказания озлобляют, дезориентируют детей, резко ухудшают их отношение к родителям;
- Соответствие между отрицательным поступком и наказанием;
- Твердость. Если наказание объявлено, то его не следует отменять, за исключением случаев, когда выясняется его несправедливость;
- Коллективный характер наказания. Это означает, что в воспитании каждого из детей принимают участие все члены семьи.
Некоторые фразы, которые мы говорим детям, могут иметь негативные последствия для их эмоционального состояния и самооценки.
Вот примеры фраз, которые лучше избегать:
- "Ты ничего не можешь нормально сделать!" Это может подорвать уверенность ребенка и создать чувство неуверенности в своих силах.
- "Почему ты не можешь быть, как твой брат/сестра?" Сравнение с другими детьми вызывает ревность и чувство неполноценности.
- "Я из-за тебя устал(а)!" Такие слова могут дать ребенку ощущение, что он — источник проблемы, что очень травмирует.
- "Если ты не сделаешь это, я тебя больше не буду любить!" Угрозы лишения любви подрывают эмоциональное доверие между родителем и ребенком.
- "Ты плохой!" Это может заставить ребенка верить, что его личность и действия неразделимы, что он "плохой" по своей сути.
- "Не плачь, это ерунда!" Подобная фраза отрицает эмоции ребенка и мешает ему учиться их понимать и выражать.
- "Я так жалею, что у меня есть дети!" Такие слова особенно травматичны и разрушительны для детской психики.
- "Тебе это никогда не удастся!" Откровенно пессимистичные прогнозы мешают ребенку проявлять инициативу.
Важно помнить, что слова родителей формируют мировоззрение и самооценку ребенка. Вместо вышеуказанных фраз, попробуйте использовать поддерживающие и уважительные выражения.
Вот несколько примеров замен фраз, которые помогут поддержать ребенка и создать атмосферу доверия:
- Вместо: "Ты ничего не можешь нормально сделать!" Скажите: "Давай попробуем вместе, у тебя обязательно получится!"
- Вместо: "Почему ты не можешь быть, как твой брат/сестра?" Скажите: "Ты уникальный и у тебя есть свои сильные стороны. Давай вместе их развивать."
- Вместо: "Я из-за тебя устал(а)!" Скажите: "Мне сейчас нужно немного отдохнуть, а потом мы обязательно что-нибудь сделаем вместе."
- Вместо: "Если ты не сделаешь это, я тебя больше не буду любить!" Скажите: "Мне важно, чтобы ты это сделал, потому что это полезно для тебя."
- Вместо: "Ты плохой!" Скажите: "Я недоволен/недовольна твоим поступком, но мы найдем, как это исправить."
- Вместо: "Не плачь, это ерунда!" Скажите: "Я понимаю, что тебе сейчас грустно. Хочешь, я тебя обниму?"
- Вместо: "Я так жалею, что у меня есть дети!" Скажите: "Иногда бывает трудно, но я очень рад(а), что ты есть в моей жизни."
- Вместо: "Тебе это никогда не удастся!" Скажите: "Это может быть трудно, но я верю в тебя и готов(а) помочь."
Такие фразы помогут укрепить уверенность ребенка в себе и улучшить ваши отношения.
Воспитание — это непрерывный процесс, который требует терпения, любви и готовности учиться вместе с ребенком.
Пусть ваш путь будет наполнен взаимопониманием и радостью.