По итогам 2024 года в Гродненской области по сравнению с 2023 годом произошло снижение количества травмированных на производстве с 233 до 208, в том числе получивших тяжёлые травмы с 74 до 71 и травмы, не относящиеся к тяжёлым- со 146 до 119. Вместе с тем, количество погибших на производстве увеличилось с 13 до 18.
Недостаточность принимаемых мер со стороны нанимателя по контролю за соблюдением трудовой дисциплины всё ещё позволяет работникам при выполнении работ находиться в состоянии алкогольного опьянения, что приводит к несчастным случаям на производстве.
Так в 2024 году при нахождении потерпевшего в состоянии алкогольного опьянения зарегистрировано 8 производственных несчастных случаев: 2 смертельных, 3 тяжёлых, 3 не относящийся к числу тяжёлых.
Это свидетельствует, что одной из основных причин несчастных случаев на производстве продолжает оставаться нарушение самими потерпевшими трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда, а наниматели и его должностные лица были недостаточно требовательны к поддержанию трудовой и исполнительной дисциплины на рабочих местах.
По итогам 2024 года дорожно-транспортное происшествие (далее-ДТП) является одним из основных видов происшествий, повлекших травмирование на производстве, располагается на 3 месте по количеству травмированных и составляет 10,1% от общего количества травмированных. При этом количество смертельно травмированных работников в ДТП составляет одну треть или 33,3% от всех погибших на производстве в 2024 года.
Так, в 2024 году в результате ДТП пострадал 21 работник (2023 году-29), в том числе 6(2) были смертельно травмированы, 6(13) получили тяжёлые травмы и 9(14)-травмы, не относящиеся к тяжёлым.
Особую тревогу вызывает тот факт, что в уже расследованных 3 случаях смертельного травмирования в результате ДТП вина самого потерпевшего.
Все вышеизложенные факты свидетельствуют о том, что в ряде организаций трудовая, производственная и транспортная дисциплина, качество проведения проверок знаний и инструктажей по вопросам охраны труда работников, непосредственно связанных с эксплуатацией транспортных средств, находятся на неудовлетворительном уровне, а контроль за соблюдением ими требований законодательства об охране труда со стороны руководителей и должностных лиц формальный либо отсутствует.
Вот несколько ключевых методов охраны труда, которые применяются на различных предприятиях:
- Инструктаж и обучение: регулярные инструктажи по безопасности и профессиональному обучению для сотрудников, чтобы они знали, как правильно и безопасно выполнять свои обязанности.
- Средства индивидуальной защиты (СИЗ): обеспечение работников специальной одеждой, обувью, касками, защитными очками, перчатками и другим оборудованием, которое защищает их от потенциальных опасностей на рабочем месте.
- Организация рабочего места: обеспечение надлежащей планировки и оборудования рабочих мест для минимизации рисков. Это включает в себя размещение оборудования, освещение, вентиляцию и безопасность проходов.
- Медицинские осмотры и мониторинг здоровья: проведение регулярных медицинских осмотров и мониторинг состояния здоровья работников для выявления и предотвращения профессиональных заболеваний.
- Системы предупреждения и сигнализации: установка систем сигнализации и предупреждения о чрезвычайных ситуациях, таких как пожарные сигнализации и системы эвакуации.
- Организация работы: регулирование рабочего времени и отдых для сотрудников, чтобы избежать переутомления и снизить риск возникновения несчастных случаев.
Эти методы помогают создать безопасные условия труда и минимизировать риски для здоровья и жизни работников.
Это не просто требование законодательства или формальность – это основополагающий элемент нашей безопасности и здоровья на рабочем месте.
Каждый из нас несет ответственность за то, чтобы создать и поддерживать безопасные условия труда. Помните, что соблюдение правил охраны труда – это прежде всего забота о вашем здоровье и благополучии, а также о здоровье и благополучии ваших коллег и близких.