5 апреля 2024 года в ГУК "Щучинская районная библиотека имени Тётки" проведён тренинг психологом УЗ «Щучинская ЦРБ» Серко Еленой Павловной «Мои проблемы и как я их преодолеваю», а также Поделинской Евгенией Валерьевной на тему «Гигиена зрения детей и подростков» с учениками
8 «А» класса школы №1.
«Гигиена зрения детей и подростков»
Гигиена зрения представляет собой комплекс мер, препятствующих утомлению зрительного анализатора и направленных на сохранение зрения. Главная задача - выработать правильные навыки поведения, охраняющие орган зрения от вредного воздействия внутренних и внешних повреждающих факторов.
Неблагоприятное влияние на зрение детей оказывают длительный просмотр телепередач, продолжительная работа с планшетом, игры на телефоне и компьютере, слишком близкое расстояние от глаз ребенка до экрана телевизора.
В детстве и юношестве чрезмерные зрительные нагрузки нередко приводят к спазму аккомодации – состоянию, обусловленному потерей способности "наводить фокус". Человек видит размытую картинку при взгляде вдаль, в то время как вблизи изображение четкое. Вовремя выявленный спазм аккомодации поддается лечению, а вот игнорирование проблемы приводит со временем к стойкому нарушению зрения. При сильной нагрузке на близком расстоянии мышцы глаз находятся в постоянном напряжении. Это стимулирует рост глаз в длину и приводит к развитию близорукости. Степень близорукости прямо пропорциональна длине глаза: чем длиннее глаз, тем больше степень миопии.
Чтобы предупредить зрительные расстройства у детей и подростков необходимо:
1)Соблюдать правильный режим зрительной работы
2)Обеспечить равномерное и достаточное освещение
3)Соблюдать правильный режим чтения
4)Регулярно выполнять упражнения зрительной гимнастики:
- посмотрите на кончик носа, на счет 1–4, а потом переведите взгляд на счет 1–6. Повторите 4–5 раз.
- посмотрите на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25–30 см, и на счет 1–4 приблизьте его к кончику носа, потом переведите взор вдаль на счет 1–6. Повторите упражнение 4–5 раз.
- крепко зажмурьте глаза на несколько секунд, откройте их и посмотрите вдаль. Повторите 4–5 раз.
- голову держите прямо. Поморгайте, закройте глаза и посидите спокойно примерно 5 секунд. Повторите упражнение 4–5 раз.
- взгляните в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривайте его в течение 10 секунд. Переведите взгляд на ладонь. Повторите упражнение 6–10 раз.
Профилактика любых проблем со зрением у детей также обязательно включает в себя правильное питание
Питание должно включать продукты, богатые витаминами группы А, В (они стимулируют рост клеток, восстанавливают зрение, улучшают резкость, восприятие цвета), а также витамином С (укрепляет капилляры глаз), цинком, селеном и магнием. При близорукости у подростков склере не хватает цинка, магния, железа.
«Мои проблемы и как я их преодолеваю»
Ускорение ритма современной жизни привело к существенному повышению физической, психической, эмоциональной нагрузки на человека, обусловленной бытовыми проблемами, межличностными отношениями, содержанием профессиональной деятельности, информационными перегрузками. Довольно часто человеку приходится пребывать в состоянии эмоционального напряжения, переживать чувство повышенной тревоги, беспокойства, неуверенности в себе, т.е. испытывать так называемый СТРЕСС. Такие состояния нередко сопровождаются не только нарушением психического равновесия, но и целым рядом негативных изменений в функционировании физиологических механизмов в организме человека.
Чтобы выплеснуть все негативные и накопившиеся эмоции ученикам предложили нарисовать кувшин или лучше сказать «сосуд» собственных эмоций. Который нужно заполнить своими проблемами и переживаниями, всем, что накопилось за последнее время. В итоге сосуд переполнен негативом и отрицательными эмоциями. Поэтому нам нужно разорвать этот сосуд и освободиться от «тяжёлого груза на плечах». Весь негатив уйдёт вместе с этим сосудом, который олицетворяет гнев, злобу или даже агрессию. Эти чувства можно назвать разрушительными, так как они разрушают и самого человека (его психику, здоровье), и его взаимоотношения с другими людьми. Они – постоянные причины конфликтов.
Для того, чтобы придать уверенность в себе и почувствовать спокойствие проведено упражнение «5 ситуаций». Каждый ученик делился своими пятью ситуациями в жизни, которые придают им спокойствие, уверенность, чувство радости. Благодаря этому каждый мог подчерпнуть более лучший вариант как себя вести после стрессовой ситуации и приобрести контроль над своим эмоциональным состоянием.
Для человека, пережившего стрессовую ситуацию, очень важна полноценная поддержка. Нам часто кажется, что человеку, оказавшемуся в сложной ситуации или проживающему горе, не помогут простые слова, что искреннее «я рядом» не принесет пользы. Однако это мнение ошибочно — поддержка невероятно важна в стрессовой ситуации, как и то, кто находится рядом. Необходимо с вниманием относиться к эмоциям и чувствам собеседника.
Безвыходных ситуаций не бывает. Всё решаемо и когда-то каждый будет вспоминать эти времена с улыбкой.