Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования. Ее цель — приобщить «особых» учеников к основам культуры и цивилизации, обесечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни.
Дети с ОВЗ могут успешно усвоить и реализовать навыки общения, нормы/правила поведения, ценности, установки, характерные обществу здоровых людей. Они способны стать решительными, жизнестойкими личностями, умеющими бороться с невзогдами, имеющими лидерские позиции, активно взаимодействующими с людьми. Но для этого нужна постоянная целенаправленная работа всех структур и участников системы образования, родителей, сверстников и позитивный настрой самих «особых» детей.
Социализация детей с ограниченными возможностями происходит на следующих уровнях:
- Структурный. Умение правильно вести себя в социуме, используя навыки общения и выполняя правила школьной дисциплины.
- Ценностный и морально-нравственный. Умение оценивать происходящие в мире события.
- Учебный. Умение осознавать, планировать и реализовывать собственные образовательные задачи.
- Личностное развитие. Принятие ответственности за решение своих социальных проблем.
- Духовное развитие. Принятие культурно-исторических ценностей и соответствие им в желаниях и поведении.
Нередко жизнь и адаптация ребенка с ОВЗ протекает в закрытых условиях, в которой могут быть сформированы ценности и правила, отличающиеся от принятых в обществе. Возможности взаимодействия и коммуникации в такой среде ограничены, по этой причине дети с ограниченными возможностями здоровья не могут освоить социальные роли часто из-за отсутствия примера для подражания.
Одной из основных психологических проблем людей с ограниченными возможностями здоровья является то, к какой части «мира людей» человек себя отнесет: считает ли он себя «неполноценным человеком» или «нормальным человеком». При этом некоторые могут скрывать свои недостатки, либо социально самоизолируются, иногда люди с ограниченными возможностями здоровья ощущают себя неполноценно по причине сочувствия или повышенной заботы со стороны нормальных людей в процессе коммуникации.
В связи с этим, одним из важных психологических условий социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья являются адекватная самооценка и осознание им реального положения дел, эмоциональная уравновешенность, сбалансированные межличностные отношения, получение образования и определение своей профессиональной ниши на рынке труда и занятости.
Получая дополнительное образование, ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет возможность свободного личностного выбора деятельности, определяющей его индивидуальное развитие. Система дополнительного образования включает в себя разнообразие творческих направлений, которые удовлетворяют различные интересы детей на всех возрастных этапах, оно представляет собой целенаправленный процесс обучения, воспитания, персонального развития и формирования личности ребенка. Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья дополнительного образования способствует социальной защищённости на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и в решении проблем, затрагивающих их интересы.