Ежедневные занятия физкультурой – залог здорового роста, развития и хорошего самочувствия школьника. Детям необходима физическая активность каждый день. Ее влияние нельзя суммировать. Если в какой-либо день школьнику не удалось позаниматься физкультурой, это не страшно, но длительных периодов без движения следует избегать. В детстве минимальная физическая активность составляет 2 ч в день, но рекомендуется все-таки двигаться больше. Дети обучаются методом проб и ошибок, поэтому им нужно много времени и возможностей, чтобы научиться двигаться и заниматься физкультурой. Не стоит вообще ограничивать физическую активность и естественные движения: здоровый ребенок остановится сам, если нагрузка окажется ему не под силу. Чрезмерная физическая нагрузка может принести вред здоровью, если занятия однообразны или длительное время без перерыва присутствует напряженная двигательная активность. Ребенку нужно также достаточно времени для отдыха, и в частности для сна. Он легко выполнит кратковременные интенсивные упражнения, однако следует избегать длительных изнуряющих тренировок. В подростковом возрасте минимальная физическая нагрузка несколько меньше, чем в детстве. И все же подростку также рекомендуется двигаться несколько часов в день. Подростки старше 13 лет могут усидеть на месте дольше, чем маленькие дети. Взрослые могут вообразить, что ежедневную потребность подростков в движении можно удовлетворить небольшой физической нагрузкой. Но на самом деле 13–18-летние переживают бурный период роста и развития, так что их потребность в движении ненамного отличается от потребностей детского возраста. У подростков часто возникает впечатление, что они и без того много двигаются. Знакомство с различными видами спорта и развитие основных умений помогут им найти подходящее занятие. Занимаясь самостоятельно или под руководством педагога, они могут улучшить свое физическое состояние.

Ежедневная физическая нагрузка должна содержать периоды интенсивного движения, во время которого ЧСС и частота дыхания должны несколько учащаться. Бодрая ходьба, езда на велосипеде – хорошие примеры такой физической активности. У ребенка совокупная физическая активность состоит из относительно коротких активных промежутков в течение всего периода бодрствования, большинство которых происходит с низкой интенсивностью. Наибольшая польза достигается, когда по крайней мере половина всей физической активности в течение дня состоит из 10-минутных интенсивных физкультурных периодов. В течение такого единовременного периода ребенок должен больше двигаться, чем сидеть на месте. Хорошим подспорьем могут стать подвижные перемены. Ребенок может активно двигаться в течение 10 мин. и отдыхать 5 мин.

Периоды интенсивной физической активности у детей осуществляются обычно в виде интервалов (от нескольких секунд до нескольких минут), в течение которых чередуются движение и отдых. Не стоит требовать от детей выполнения длительных интенсивных упражнений. У подростков интенсивная физкультура часто соединяется с занятиями спортом самостоятельно или в секциях. Будни подростков редко содержат ситуации, когда учащается сердечный ритм. Поэтому важно, чтобы хотя бы в подростковом возрасте каждый выбрал для себя вид спорта, в котором получил достаточно интенсивные нагрузки.

Физкультура – естественная составляющая жизни детей и подростков. Физкультура должна быть забавной, доставлять детям и подросткам радость и положительные эмоции. Это возможно, когда учитывается их мнение и принимаются их условия. С точки зрения социального и этического развития можно рекомендовать обучающие и тренировочные методики, основанные на коллективных действиях и одновременно развивающие самостоятельность. Не стоит переоценивать значение соревновательности. Физкультура для детей и подростков должна быть разнообразной и соответствовать возрасту. Основная моторика и специфические умения требуют для своего развития разнообразных видов деятельности и дозировки нагрузки. Для детей физкультурное многообразие – условие усвоения основных умений. Физический рост младших школьников происходит постоянно, но относительно ровно, поэтому в процессе занятий физкультурой они развиваются быстро и легко овладевают новыми умениями. Организм ребенка требует ежедневной, многообразной физкультуры, чтобы стимулировать развитие. Младшим школьникам необходимо ежедневно много двигаться, чтобы удовлетворить свои потребности в этом.

Хорошие двигательные навыки – лучшее обеспечение безопасности ребенка в его повседневной жизни.  

УЗ «Щучинская ЦРБ» инструктор-валеолог Селиверстова А.С.

Автор : btamedia